Пресс-центр
24 Май 2024

Можно ли создать интеграционный контур компании своими силами?

ИТ-директор ГК «Традиция» Евгений Басюк поделился опытом построения интеграционного контура предприятия на базе решения DATAREON силами собственных специалистов компании.

Конференция ведущего российского вендора DATAREON «Данные компании 2024: управление и интеграция», которая прошла 4 апреля в Москве, стала сосредоточением уникального опыта использования интеграционных решений для разных типов предприятий – от ведущих российских гигантов с госучастием до частных компаний, которые стремятся соответствовать мировым тенденциям бизнеса, в том числе с точки зрения внутренней интеграционной структуры.

Ярким примером такой компании стал многопрофильный промышленный холдинг ГК «Традиция». Компания силами собственных ИТ-специалистов полностью «пересобрала» интеграционный контур на основе нового решения. Этим опытом и советами для других компаний поделился ИТ-директор ГК «Традиция» Евгений Басюк.

Если нет разницы, зачем платить? О компании и выборе нового интеграционного решения

ГК «Традиция» является производителем навесного оборудования мирового уровня для дорожно-строительной, горнодобывающей, коммунальной, сельскохозяйственной и строительной техники, а также реализует полный спектр услуг — от разработки и производства до поставки, сервисного обслуживания и технического сопровождения. Компания уже 29 лет на рынке и за это время получила 18 патентов на изобретения, производит 105 видов специализированных механизмов для техники, которые поставляются в более чем 1100 городов России. Ежегодно предприятие перерабатывает 22 500 тонн металла.

На сегодняшний день холдинг включает 6 компаний, у каждой – свое направление деятельности: разработка, производство, ритейл и т. д. Их объединяет общая глобальная цель – содействовать повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, производительности и технической оснащённости машиностроительного комплекса России на базе новейших технологий. Достигать своих целей компании помогает развитый информационный ландшафт, который поддерживает различные бизнес-процессы.

Все компании, входящие в ГК «Традиция», ранее работали с самописной корпоративной системой на платформе «1С:Предприятие». Долгое время ИТ-департамент считал, что внутри действующего интеграционного контура все устроено должным образом, что нужно только развивать систему дальше, дорабатывать ее. Было убеждение, что никто, кроме собственных сотрудников, знающих бизнес изнутри, не сможет предложить что-то лучше того, что есть сейчас. Инициативу по развитию ждали «изнутри».

Тем не менее, в какой-то момент пришло понимание, что своими силами компания с развитием информационного контура не справляется. Стало ясно, что необходимо привлекать какие-то решения со стороны, т. е. нужна шина данных, а под нее нужен бюджет.

— Конечно, эта идея вызвала у руководства массу вопросов. Мы столкнулись с жестким и, надо сказать, обоснованным сопротивлением: зачем инвестировать туда, где все и так работает? Действительно, сбоев в текущем интеграционном контуре никаких не было. Кроме того, в стратегии предприятия был ряд других проектов, которые нуждались в дополнительном финансировании. В основном они касались развития площадей для производства, но никак не ИТ. Поэтому пришлось долго и упорно объяснять, что у нас есть риски, что разработчики физически не успевают решать поставленные задачи, что у нас никогда не получится такая ESB, как есть на рынке, и что необходимо уже сейчас добавлять в контур новые программы,поделился директор по информационным технологиям ГК «Традиция» Евгений Басюк.

Чтобы продолжить путь развития, необходимо было решить несколько проблем. Во-первых, это дефицит ресурсов разработчиков 1С. Бизнес ощущал острую нехватку специалистов, поскольку другие компании уже 2-3 года назад «пропылесосили» кадровый рынок в сфере ИТ. Старый legacy-код мало кто хотел развивать, а те, кто хотел, не могли, при всем желании, полноценно погрузиться в то, что было написано ИТ-специалистами компании за 29 лет работы.

Второй проблемой стала выбранная компанией стратегия перехода на микросервисную архитектуру. Предполагалось, что предприятие будет брать с рынка небольшие программы и интегрировать их между собой. Руководители департамента информационных технологий понимали, что в этом случае решить вопросы интеграции с помощью стандартных обменов не получится. Нужно было искать другие варианты выхода из ситуации.

В-третьих, холдинг реализовывал в тот момент большое количество проектов в части ИТ. При малом штате разработчиков было практически невозможно заняться еще и вопросами интеграции. Единственный способ решения этой задачи – убрать часть функционала с текущих разработчиков, а именно те обязанности, которые касаются интеграции. Таким образом они смогли бы реализовывать свои проекты тем же составом.

Все эти проблемы можно было обойти или решить только за счет внедрения готовой корпоративной сервисной шины данных, покупку которой руководство ГК «Традиция» в конечном итоге согласовало.

Комьюнити и простой «вход» в продукт – 2 кита, на которых базировался выбор интеграционного решения

Когда решение о покупке было принято, нужно было выбрать программный продукт из большого количества представленных на рынке.

— Для нас был важен простой «вход» в продукт, поскольку реализовывать проект по внедрению шины данных предстояло внутренними ресурсами. Это был принципиальный момент, т. к. мы хотели развивать своих специалистов и оставить эти наработки для себя, — отметил Евгений Басюк, ИТ-директор ГК «Традиция».DATAREON в этом смысле не подвел. Наш опыт показал, что даже собственными силами, не привлекая вендора и без каких-либо практических знаний, можно реализовать самые сложные интеграции, даже те, которые на первоначальном этапе мы и представить себе не могли.

Еще одним важным критерием выбора было наличие комьюнити: когда есть база знаний и возможность перенять опыт коллег, найти ответы на вопросы и посмотреть примеры технической реализации у других пользователей, работать с продуктом гораздо проще. Комьюнити DATAREON для ГК «Традиция» стало неким фундаментом, на который можно было опереться, чтобы избежать ошибок на пути создания качественного интеграционного контура.

— Да, действительно, у DATAREON уже несколько лет существует чат для технических специалистов в Telegram, где каждый участник может задать вопрос по поводу решения тех или иных задач с использованием продуктов DATAREON и получить развернутый ответ, различные советы, рекомендации из личного опыта пользователей. Ну и, конечно, от специалистов DATAREON. Необходимо отметить, что положительные отзывы об этом чате мы слышим регулярно, так как многим пользователям наших продуктов он действительно помогает в самостоятельном решении множества задач без обращения в техподдержку, — отвечает Игорь Ломакин, директор по развитию, DATAREON.

В итоге благодаря интеграционному решению DATAREON компании удалось не только обойти проблему с нехваткой кадрового ресурса, но и значительно расширить свой потенциал в плане создания интеграционных связей между имеющимися и новыми системами.

— Заходили мы в проект с довольно лаконичными задачами – настроить обмен данными между 1С и сайтом, чтобы освободить своих разработчиков для другой работы. Но, как известно, аппетит приходит во время еды! Когда мы осознали возможности решения DATAREON, возникла идея брать с рынка готовые продукты и интегрировать их в свой контур. И у нас это с легкостью получилось, — рассказал руководитель ИТ-отдела ГК «Традиция» Евгения Басюк.

Чего удалось достичь благодаря решению DATAREON

По состоянию на конец 2022 года у ГК «Традиция» имелась монолитная корпоративная система, которая почти полностью устраивала компанию. Также имелся портал, с которым был налажен обмен данными в одностороннем порядке. Именно так выглядел интеграционный контур компании, который стал отправной точкой для внедрения шины. За год силами ИТ-отдела было выполнено, по меркам компании, баснословное количество интеграций. Штатным программистам удалось «подключить» DWH, Telegram, HrBox, JIRA, в интеграционный контур вошли 1C:MDM, 1C:ERP, 1C:УТ, 1С:ДО, полностью был переосмыслен сайт, который скоро начнет работу, и интеграция с ним.

— Раньше мы работали с версией портала, в которой можно было посмотреть только номенклатуру, и больше ничего. Новый сайт будет поддерживать все обновления, которые происходят в 1С. То есть, пользователь сможет увидеть всю технику в наличии, спецпредложения, посмотреть свои рекламации. И все эти данные будут браться из той архитектуры, которую мы строили 29 лет, — рассказал спикер конференции Евгения Басюк.

Все эти системы играют определенные роли в информационном ландшафте и отвечают за разные бизнес-процессы. Так, Telegram помогает работать с рекламациями и несоответствиями, что напрямую влияет на качество услуг и продукции. Ранее все рекламации оформлялись в 1С, это занимало много времени и требовало заполнения большого количества документов. Компания обратилась к стороннему подрядчику, который настроил код Telegram в соответствии с запросом. Сейчас генерировать несоответствия могут все сотрудники нажатием одной кнопки. Таким образом происходит простая фиксация несоответствий в распространенном мессенджере с дальнейшей автоматической передачей информации в учетную систему на базе 1С. 

Аналогичная ситуация и с другими программными продуктами. Вместо разработки специфических сложных отчетов со взаимосвязями с 1С в компании внедрены DWH и BI. Хранение и обработка данных, подготовка отчетов для отслеживания ключевых трендов стали более понятны и прозрачны, информация предоставляется в виде графиков и схем, что гораздо удобнее для принятия эффективных управленческих решений. При этом нет необходимости использовать дефицитный ресурс разработчика 1С.

Корпоративный портал HrBox позволил работать с актуальными пользовательскими данными из ЗУП и отправлять их в другие системы с подтверждением их получения. Штатным программистам не пришлось переносить информацию о сотрудниках из одной системы в другую, придумывать выгрузки, писать регламенты, а проект интеграции был выполнен всего за 3 недели. Управление проектами и задачами осуществляется в JIRA с возможностью обмениваться данными с 1С, в системе можно посмотреть ход работ и достигнутые результаты по каждому сотруднику.

Благодаря программному продукту DATAREON компания интегрировала различные отраслевые решения 1С, настроен обмен НСИ между ними, вся документация формируется автоматически. Налажен онлайн-обмен с гарантированной доставкой между сайтами, есть возможность контролировать нагрузку, проводить анализ доступности сервиса.

— Сейчас, когда мы сравниваем текущее состояние дел с тем, что было в начале, становится смешно: что это был за контур, и как он мог нас устраивать? Решение DATAREON сыграло глобальную роль в развитии компании, связав множество систем воедино. На сегодняшний день работа с шиной данных продолжается, мы осваиваем все новые горизонты, и каждая последующая интеграция уже не вызывает ни страха, ни сомнений. Проектов стало гораздо больше, их количество постоянно растет, все приложения работают с единой номенклатурой. Нет никаких сдерживающих факторов при попытке «подружить» несколько систем. В этой работе мы полностью опираемся на 1С-разработчика и интеграционное решение DATAREON, без которого этих результатов мы бы никогда не добились, — поделился впечатлениями глава ИТ-департамента ГК «Традиция» Евгений Басюк.

«Что бы я посоветовал сам себе еще на этапе идеи внедрения шины данных»: рекомендации от ИТ-директора ГК «Традиция»

Можно ли создать интеграционный контур компании внутренними ресурсами? ИТ-директор ГК «Традиция» Евгений Басюк уверен, что можно, и программный продукт DATAREON для этого отлично подходит. Для тех же, кто только думает о внедрении интеграционного решения, эксперт дал несколько рекомендаций, основанных на собственном опыте:

  • Не нужно бояться. Чем раньше начать внедрение шины данных, тем проще будет в будущем.
  • DATAREON ESB – это не так дорого, как может показаться на первом этапе, стоит только тщательно подойти к обоснованию бюджета и правильно оценить эффект.
  • Новый специалист способен разобраться с шиной данных примерно за 3 месяца, но курсы пройти все-таки придется.
  • Обучать стоит не просто программиста, а разработчика 1С, причем, с уровнем квалификации «middle».
  • Проходить курсы по работе с сервисной шиной данных должны сразу несколько специалистов – это сформирует «подушку безопасности» для предприятия на случай, если один из разработчиков уйдет.

Кроме того, ГК «Традиция» уже «смотрит в будущее» и прорабатывает планы не просто по развитию интеграционного контура, а по качественной принципиальной модернизации подхода к управлению данными компании.

— Мы постоянно мониторим рынок программных продуктов, смотрим на платформенные решения. В ближайшие пару лет переход на DATAREON Platform мы не планируем. Хотя задумываться начинаем уже сейчас, и, когда будем к этому готовы, обучать специалистов начнем заранее, а не по ходу действий. В этом заключается еще один совет, который бы я дал самому себе год назад, — отметил Евгений Басюк.

Сейчас в планах ГК «Традиция» – войти в десятку мировых производителей навесного оборудования. И цель эта все ближе и ближе, в том числе – благодаря шине данных. По подсчетам компании, за год использования программного решения DATAREON кумулятивный эффект составил порядка 36 млн. рублей. Конечно, это не заслуга исключительно шины, но без нее достичь этого результата не удалось бы.

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта